Постоянная экспозиция Галереи зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева

Золотой фонд собрания Национального художественного музея РС(Я) составляют произведения зарубежного искусства. Коллекция представляет многие ведущие европейские школы и искусство народов Востока.

Раздел европейского искусства включает произведения живописи и графики западноевропейских мастеров ХVI-ХIХ веков: итальянских, французских, голландских, фламандских; и отдельные произведения художников других европейских стран – Нидерландов, Испании, Англии, Германии, Швейцарии, Польши, а также предметы прикладного искусства.

Основу коллекции составляют более 250 произведений, переданных в 1962 году семьей крупного ученого, заслуженного деятеля науки ЯАССР, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева (1902-1958). Ценность собрания возросла благодаря атрибуции ряда работ научными сотрудниками Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва). В коллекции самыми ранними по времени являются две живописные доски ХVI века: «Сон Венеры» нидерландского мастера, «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника, композиция, которой повторяет с небольшими изменениями в пейзаже работу Франчабиджо с тем же названием из галереи в Уффици. Один из ценных разделов коллекции - венецианская живопись. Картина «Святая Цецилия» (покровительница музыки) в собрании Габышева считалась работой Доменикино. На самом деле она принадлежит кисти Никколо Реньери, фламандца по происхождению, и характеризует поздний венецианский период его творчества, отмеченный тяготением к академизму. Полотно выполнено между 1650-1660 годами. Выразительная лепка пластической формы, исполненное сдержанного пафоса движение, взгляд передают устремленность святой в небесные сферы. Ярко синяя накидка на золотисто-коричневом тоне платья, ритмы цветовых оттенков в складках пышных рукавов создают впечатление гармонии и красоты. Известно, что в городском музее Падуи находится слабое повторение данной композиции, выполненное его дочерью, также в Художественном музее Воронежа можно увидеть копию XIX века. С иными гранями венецианской живописи знакомит эффектное декоративное полотно, где изображен широко распространенный мифологический сюжет «Диана и Каллисто», восходящий к «Метаморфозам» Овидия. Работа выполнена неизвестным художником второй половины XVII века (Антонио Беллуччи?). В спокойной пластике движений крупных фигур нимф и Дианы, в мягкой манере передачи форм проступает любование чувственной прелестью обнаженных тел. Замкнутость композиции нарушает открывающаяся вдали горная долина с дымящимся вулканом. Колористический строй определяют теплые коричневатые, оливковые, зеленые, розовые цвета, мягко вибрируя, они взаимодействуют с равномерно льющимся боковым освещением. Мазки, едва уловимые на фигурах, становятся почти пастозными в трактовке листвы и складок драпировок. Окружающий пейзаж тонет в зеленоватом сумраке, создавая ощущение естественной полноты жизни среди природы. Художники рубежа XVII-XVIII века увлекались иносказанием, обращались не столько к чувствам, сколько к просвещенности зрителя. Такого плана живопись представляет картина Джованни Баттиста Питтони «Кронос открывает Истину», где скрыт аллегорический подтекст: «в познании истины нужны время и знания» - крылатый старик и песочные часы в руках путти олицетворяют Время (Кронос), в образе женщины представлена Истина, раскрытые книги обозначают знания. Картина выполнена между 1715-1725 годами и является ранним произведением венецианского мастера, когда на художника большое влияние имели Д.Пьяцетта, Д.Тьеполо, С.Риччи. Произведения фламандской школы XVII века - парные парадные портреты эрцгерцога Альберта VII, правителя Фландрии, и инфанты Клары Изабеллы Еухении, поступили в музей как мужской и женский портреты, приписываемые мастерской П. Рубенса. Их композиция с небольшими изменениями повторяет изображения правителей южных Нидерландов из Музея истории искусств в Вене, выполненные знаменитым художником в 1610 году. В этих же костюмах и позах они изображены на картине Виллема ван Хайхта (1593-1623) «Визит эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в картинную галерею Корнелиса ван дер Хейста в 1615 году», исходя из датировок вышеупомянутых картин, можно предположить, что наши портреты могли быть выполнены между 1610-1615 годами. Колорит строится на градации серовато-жемчужных, коричневых с золотом (платье инфанты), черном с серебром (костюм Альберта) тонов, отдельных пятен приглушенного красного. Живопись - плотная, темная, в инкарнате лиц и рук проступают голубоватые тени, тщательно воспроизведены декоративные детали одежды, ювелирные украшения. Портреты отличает высокое художественное качество, свидетельствующее об авторстве незаурядного мастера придворного круга художников. Многочисленную и интересную по художественному качеству группу составляют произведения малых голландцев: пейзажи, портреты, натюрморты, картины с незатейливыми сюжетами – крестьяне за трапезой, сценки в кабачках, курильщики. Произведения мастеров XVI-XIX века привлекают внимание разнообразием тем и творческих решений. Среди них – «Натюрморт с глиняным кувшином и битой дичью» Александра Адриансена (1587-1661), «Пейзаж с речкой» Фредерико де Мушерона (1633-1686), «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII века) круга Караваджо, «Обращение блудного сына» венецианского мастера XVII века, «Портрет девочки» Жанны Фелиберты Леду (1767-1840), «Пейзаж с рыболовами» круга Франсуа Буше (Лепренс?), «Вид Таллина» Карла Кюгельгена (1772-1831) и другие. Картины принадлежат кисти тех художников, которые не будучи ведущими живописцами отразили в своем творчестве различные тенденции развития искусства своего времени. Раздел графики состоит в основном из печатной гравюры, где имеются оттиски с досок Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ. Интерес представляют рисунки, из которых «Крещение» североитальянского художника конца ХVI века, «Песнь царя Соломона» итальянского мастера XVII века, «Развалины в Римской Кампанье» голландского художника А.Бегейна (1637-1697), «Отдых на пути в Египет» монограммиста «L», выполнены сепией. В собрании музея искусство народов Востока представлено свитками Ци-Бай-Ши, творчеством Хокусая, японскими нецкэ, окимоно, фарфором, мелкой пластикой, росписью по шелку, перегородчатыми эмалями, резьбой по дереву Китая, Тибета, Японии, живописью Монголии.

Постоянная экспозиция размещена в Галерее зарубежного искусства имени профессора, мецената Михаила Федоровича Габышева, по адресу: ул. Петровского, 4.

Часы работы: с 10.00 до 18.00 (касса работает с 10.00 до 17.30 часов)

Выходные дни: понедельник, вторник

Вход: Для взрослых - 100 руб.
Для студентов - 70 руб.
Детям до 16 лет - бесплатно
Для пенсионеров - 50 руб.

Справки по тел.: 44-62-71.

Возраст: 0+


Большой сольный
концерт L'One

Конференция
по цифровой графике